Прощеное воскресение - преддверие Великого поста

Великий пост, предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем. В этот день на вечернем богослужении Церковь установила совершать чин прощения, в котором священнослужители и миряне испрашивают друг у друга прощения за грехи вольные и невольные, совершённые словом делом или помышлением.

Великий пост это время сугубого (усиленного) покаяния, но Господь обещает нам очищение от грехов, только в ответ на наше прощение ближнего , об этом напоминает и сегодняшнее Евангельское чтение:


Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Также, когда по­ститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они при­нимают на себя мрачные лица, чтобы по­ка­за­ться людям по­стящимися. Истин­но говорю вам, что они уже по­лучают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Евангелие от Матфея 6, 14-18.


Чин прощения в нашем храме был совершён на вечернем богослужении, которое состоялось сразу по окончании божественной Литургии. Священнослужители собора и прихожане просили друг у друга прощения, целованием Креста свидетельствуя об искренности своего раскаяния.

Закрыть


А незадолго до этого на проповеди после Литургии настоятель собора отец Игорь зачитал собравшимся «Напутственное слово митрополита Омского и Таврического на начало Великого поста» :


Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивые диаконы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Наступают дни Святой Четыредесятницы – Великого поста – времени высокого и чистого, дни покаяния, удаления от мира и приближения к Господу. С самого первого дня поста во всех храмах читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. «Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» - С чего начну я оплакивать окаянные дела моей жизни? Христос! какое начало я положу нынешнему рыданию?».

Покаяние в своих греховных делах, оплакивание их – вот главный смысл, главное назначение поста. Слезное очищение, омовение себя слезами раскаяния издревле в Церкви называется «вторым крещением», при котором, словно в крещальной купели, смываются содеянные грехи. Достичь этого чистого покаянного и просветленного состояния нелегко, особенно в первые дни поста, когда искушения и соблазны буквально со всех сторон нападают на нас. Вспомним слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные по исцелении беснующегося от терзавших его духов злобы: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21). Так и мы, постом и молитвой да сподобимся изгнать те силы зла, те темные страсти, которые порой так глубоко укоренились в нас, что мы их и не замечаем. Как писал святой Иоанн Кронштадтский: «Что тебе за польза от лакомой пищи и напитков, как тебе не стыдно обременять себя ими? Зачем ты отдаешь себя во власть чувственности? Тебе это приятно? Смотри: мнимая сладость твоих удовольствий есть опасная приманка плоти, через которую она легко берет перевес над твоею душою и не дает тебе возможности думать о небе и стремиться туда. Бойся этой приманки. Как муха в меду, увязнешь ты в ней и останешься – на смерть».

Великий пост – это не «диета», не новомодное «вегетарианство». Постится верующий не для того, чтобы «очистить свой организм» или «закалить свою волю». Ограничения в пище – это не цель поста, это лишь его средство. Цель же – разрушить в себе греховного человека, образ Адама, совершившего первый грех, и создать по образу Христа, избавившего нас от рабства греху. Если же мы держим пост только для воздержания от обычной пищи, то тем мы уподобляемся язычникам: многие из них тоже вкушают только растительную пищу, даже разработали особую кухню, как готовить из нее «повкуснее». Что же, разве это приближает их к Истинному Богу?

Спрашивают иногда: а как нам правильно поститься? Да, в Церкви и нет никакой «инструкции», что и в каких количествах и в каких случаях допустимо вкушать; есть только общие правила. Главное, помогайте бедным, молитесь, воздерживайтесь от плотских удовольствий и развлечений, ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь – и ваше сердце само вам подскажет, что вам следует есть и пить, а что – нет. И, как правило, для тех, кто соблюдает все это, для того и обет воздержания от пищи не представляет собой какой-то особой трудности или доблести. И не стремитесь превзойти в своем «пищевом» постничестве других: это тешит гордыню и тем самым ввергает в еще больший грех, а, кроме того, неполезно для здоровья. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Иные, воздерживаясь по заповеди поста от пищи, мало-помалу дошли до того, что гнушаются пищею, а это готовит им тяжкую казнь» (86-я беседа на Евангелие от Матфея).

Сказано это вселенским учителем и святителем не к тому, чтобы мы относились нерадиво к предписаниям святых отцов и начали вкушать молочную, мясную и, в неположенные для этого дни – рыбную пищу. Никто без особого благословления не должен избегать поста. Но мы должны поститься не только нашим чревом – через воздержание от пищи, но и поститься сердцем, воздерживаясь от похоти, ярости, себялюбия, и поститься умом – гоня от себя прочь скверные и недостойные постящегося мысли. Только так, через это нераздельное единство пощения плоти, сердца и ума да приблизимся мы к вратам покаяния и слезного очищения, и смыв под этим духовным дождем наши грехи, всю скверну, скопившуюся в нас, сподобимся подготовить себя должным образом ко Святой Пасхе и услышать ликующий глас пасхального песнопения: Христос воскресе из мертвых»! Аминь.


МИТРОПОЛИТ ОМСКИЙ И ТАВРИЧЕСКИЙ ВЛАДИМИР
Святая Четыредесятница 2013 года, Богохранимый град Омск